Сколько на самом деле «живёт» батарея
в электросамокате — мифы и реальность

Разбираемся с самым важным параметром любого электротранспорта
Емкость и ресурс батареи – ключевой параметр электросамоката. Характер «жизни» аккумулятора часто недопонимают: миф о «вечной» батарее развеивается реальными цифрами. Литий-ионный аккумулятор самоката постепенно теряет ёмкость с каждым циклом зарядки-разрядки. По разным оценкам, литиевые АКБ выдерживают около 500–1000 полных циклов
Процесс зарядки электросамоката Kugoo
По разным оценкам, литиевые АКБ выдерживают около 500–1000 полных циклов. Это примерно соответствует 2–4 годам регулярной эксплуатации (или даже 3–5 годам при умеренном использовании)

Полный цикл – это разряд с 100% до 0%, но часто самокаты подзаряжают при 20–30% заряда, и тогда это считается частью цикла.
Именно поэтому батарея может «дожить» больше реальных календарных лет, если вы избегаете глубоких разрядов и полных циклов.

После 500–1000 циклов батарея заметно теряет емкость: пробег падает, а мощность – снижается. Это означает, что реально батарея «живёт» до тех пор, пока её ёмкость не упадёт до уровня, когда самокат уже не едет как раньше. Как указывалось, средний срок службы самоката – 2–4 года
Батареи типа LiFePO служат дольше (до 2000–5000 циклов), но они тяжелее и чаще применяются в стационарных скутерах, а не в легких самокатах. На срок службы влияют и условия эксплуатации. Высокие и низкие температуры ускоряют деградацию. Поэтому миф «полный разряд не влияет» – не совсем так: разряжать аккумулятор до 0% не рекомендуется.

Оптимально заряжать его при 20–30% остатка (так называемый неполный цикл) и не держать постоянно на зарядке после полного заряда. Хранение при температуре около +20–25°C и заряд ~50% (в межсезонье) продлит ресурс.

Итак, реальность такова: «жизнь» батареи – это циклы, а не календарь. Чтобы продлить её службу, избегайте регулярных глубоких разрядов и экстремальных температур, не используйте «левые» зарядные устройства. Помните, что даже лучшие аккумуляторы к концу срока службы потеряют 20–30% ёмкости. Если после нескольких лет вы заметили значительное сокращение пробега (самокат едет заметно меньше на одном заряде), это уже признак износа аккумулятора. Но при правильной эксплуатации даже после трёх-четырёх лет батарея может сохранять работоспособность на уровне 60–70% от первоначальной.